<< Назад   |   Главная страница   |   Церкви   |   Вперед >>


Свирская церковь - вид с Краснофлотской улицы   

Свирская церковь

СВИРСКАЯ (МИХАИЛА АРХАНГЕЛА) церковь, возвышающаяся на Малой Краснофлотской улице, возведена в последней четверти XII века, в княжение великого князя Давида Ростиславовича. Расположение придворной соборной церкви на высоком берегу речки Смядыни, вблизи ее впадения в Днепр, у места схода военных и торговых путей с Северных (Свирских) земель сделало собор известным под именем Свирской церкви.

       Строя придворный великокняжеский храм, князь Давид имел целью затмить его великолепием церкви других княжеств, а заодно и возвеличить власть князя в ущерб укладам Смоленского посада. Слава о пышности и богатстве убранства княжеской церкви быстро разнеслась по свету. По свидетельству историков Свирская церковь была украшена “паче всех церквей”.

       “Ей-же несть подобной во всей полуношной стране и многие иностранные приходяще для смотрения оной” – отзывается о славе великокняжеской церкви автор Ипатьевской летописи. Говоря же далее об убранстве церкви, летописец восклицает: “Такой церкви несть в полуношной стране, и всем приходящим к ней дивитися зело изрядной красоте ее, иконы златом и серебром и жемчугом, камением драгим украшены, и всею благодатию исполнена”.

       Созданная как великокняжеский храм, призванный символизировать величие и силу смоленского князя и одновременно служить знаменем к единению всех русских земель, Свирская церковь вобрала в себя все лучшие достижения русской художественной культуры того времени. Ее убранство поражало современников великолепием. Галицко-волынский летописец записал: “по вся дни ходя по церкви святого архистратига божия Михаила, иже бе сам создал во княженьи своем, такое же несть в полунощной стране, и всим приходящим к ней дивится изрядней красоте ея, иконы златом и серебром, и жемчугом, и каменением драгим украшены, и всею благодатью исполнена”.

       Свирская церковь находилась в самом центре княжеского подворья. Хоромы Ростиславичей располагалась в 150–200 метрах от храма. К западному углу церкви вели деревянные переходы, по которым князь и его приближенные имели возможность их княжеских палат выходить непосредственно на церковные хоры, с высоты которых открывалось все внутреннее убранство церкви. Дворец и другие княжеские палаты были сооружены из дерева, а поэтому до нашего времени не сохранились. Это были, судя по отрывочным историческим данным, затейливой резьбы хоромы, обнесенные по склоны Смядынского холма дубовым тыном. Стройная и изящная по своим архитектурным формам, Свирская церковь, точно белокаменный маяк, окруженный пристроями, устремлялась вверх.

       Архитектура Свирской церкви, воплотившая все лучшее, что дала художественная мысль древнего Смоленска, вместе с многочисленными памятниками других русских земель, имевшими подобные ей архитектурные формы, свидетельствует о том, что в середине XII – начале XIII веков в условиях раздробленности феодальной Руси возникает и развивается новое художественное направление, которое, несмотря на местные различия, вырабатывает единые для всей Руси художественные идеалы. Именно в это время (1184 год) рождается “Слово о полку Игореве”, могучий голос которого звал к единению всех русских земель.

       Свирская церковь, окруженная оборонительной оградой и несколькими монастырскими усадьбами-крепостями, много раз выполняла роль военного укрепления. У ее стен вспыхнуло восстание горожан против князя в 1195 году и так называемая “Великая замятия” – восстание смолян против литовского наместника в 1440 году.

*     *     *

С АРХИТЕКТУРНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ церковь принадлежит к типу башнеобразных храмов, известных в Приднепровье в конце XII – начале XIII  вв. и является единственной сохранившейся из десяти смоленских храмов такого типа. Здание Свирской церкви представляет собою высокую четырехгранную башню, обстроенную с трех сторон высокими пристройками (притворами). Восточная стена храма имеет только одну абсиду и сложные угловые пилястры. Боковые пристрои являются развитием архитектурных принципов Петропавловской церкви. По композиции Свирская церковь явилась выражением архитектурных приемов русского деревянного строительства, переложенных на язык кирпичной кладки.

       Освещалась церковь посредством довольно широких оконных проемов. Над верхним полуциркульным сводиком окон были устроены двухрядные полукруглые козырьки (сандрики), составленные из специально изготовленных плинф. Углы здания декорировались сближенными боковыми пилястрами, между которыми выступало ребро угла.

       К юго-западной стороне церкви примыкала высокая ходовая башня (вежа), посредством которой хоры соединялись с великокняжескими хоромами, располагавшимися вблизи церкви.

       Ширина здания с севера на юг 28 метров, длина с востока на запад 28,6 метра, высота внутреннего помещения 35 метров, общая высота 38,5 метра. Материалом при строительстве так же, как и в более ранних смоленских храмах, послужил плиточный кирпич – плинфа.

       В XVII – начале XVIII века переложена верхняя часть стен и своды (при этом сохранены подпружные арки и барабан), пробиты 8-гранные окна. В 1780 году вокруг церкви построены ограда, надвратная колокольня, состоящая из четверика и восьмерика с луковичной главкой на 8-гранном барабане.

       В начале 60-х годов по проекту П. Д. Барановского удалены наслоения XVIII–XIX веков, кровля устроена в формах XVII века – из-за неполноты данных точное восстановление форм XII в. невозможно. По проекту С. С. Подъяпольского и Т. Е. Каменевой в 1978–1989 годах проведена реставрация фасадов, начата реставрация интерьера.

Вид Свирской церкви

Вид Свирской церкви

Вид Свирской церкви

Вид Свирской церкви

Свирская церковь - фрагмент

Свирская церковь изнутри

 


<< Назад   |   Главная страница   |   Церкви   |   Вперед >>